Статьи

«…больше бы таких «криминальных» талантов!» 


Ирина Дудина 
художник, журналист 

 

 «Криминальный талант: печальная история одной петербургской  галеристки»,- такую и подобные статьи анонимов можно почитать в интернете.  

Речь идёт о Елене Лысак, кураторе выставок в Голубой гостиной в Союзе художников С-Петербурга. Давайте же разберёмся, ху из ху, кто такая Елена Лысак (Бухтина).
Елена с 1999 года является куратором выставок в Голубой Гостиной. За 20 лет  ею проведено около 500  выставок, как в залах галереи, так и на других площадках.  В отличие от других галерей – на бесплатной основе, за аренду плата с художников не взималась.
Результат  налицо. Галереи, по-буржуазному  относящиеся к искусству, делающие из искусства товар и мечтающие,  прежде всего о прибыли, или погибли, обмельчав, или обмельчали, выставляя салонный китч.
Елена Лысак в выставочной деятельности отдаёт предпочтение ленинградской академической  художественной школе. В конце 90-х картины художников-академистов валялись в пыли и выбрасывались на помойки, были полностью обесценены. Сами художники, многие из них очень немолодые, многие – блокадники и ветераны, влачили жалкое существование. Школа реалистического искусства была в загоне, не в тренде (выражаясь современным языком). Русский музей в те годы пропагандировал авангард.
Елена стала упорно выставлять тех, кто был тогда никому не нужен. Вода камень точит, у высокопрофессионального, искреннего и трепетного искусства с глубокими корнями и традицией вскоре появились поклонники и покупатели. У художников появились доходы от своего творчества, надежды, вдохновение. Заблистали по-новому таланты. Возрождалась ленинградская школа живописи со своими характерными чертами.


Старая гвардия уходила, оставались бесхозными их картины. Галерея « Голубая Гостиная»  создала Комиссию по наследию, стала заниматься пропагандой творчества умерших художников.  Гостиная поддерживала старых художников, оплачивала похороны и поминки, установку мемориальных памятников, занималась устройством картин в музеи Санкт-Петербурга и России. В Русском музее и Академии художеств прошли выставки художников - Дмитрий Беляев, Юрий Павлов, Александр Тютрин, художественный  проект «Старая  Ладога» - организованные Еленой Лысак.
Елена Лысак пропагандировала художников в авторских программах на радио «Эрмитаж», «Эхе Москвы». Ею было сделано около 300 сюжетов о художниках.  Последние годы Голубая Гостиная вела видеозаписи вернисажей художников, делала видеоинетрвью  с мэтрами.
Спрос на ленинградский реализм возрастал. Успех Голубой Гостиной вдохновил на создание, коллекционирование и выставочную деятельность  новые художественные центры - «Петербургский художник», «Русский портрет». Ленинградскую школу стали коллекционировать и продвигать московские галеристы, галереи и музеи Китая. Китай, традиционно любящий академизм, профессионализм и корни, стал главным покупателем работ петербургских художников.
Китайцы, увлёкшись ленинградской школой, вскоре вообще стали фанатами российского искусства.  Китай стал активно выставлять наших художников, приглашать их, устраивать им мастер-классы, создавать академии, в которых молодые китайцы обучаются нашей школе живописи, ваяния и рисунка. Западный модернизм, выродившийся в унылую отсебятину, ремейки и количественную тоску, когда пустые огромные залы заполняются гигантскими по размерам, но лилипутскими по содержанию объектами, стремящийся подчинить своим вкусам весь мир, на границе с Китаем получил торможение. Всеядный, богатый и любопытный Китай делает ставку всё-таки больше на школу, на содержание, одухотворённость. И на этот процесс, в том числе, повлияла маленькая, мало замеченная пошлыми СМИ Голубая Гостиная.  
Можно сказать, что Елена Лысак своей деятельностью спасла и воссоздала в блеске ленинградскую школу живописи, сделала её модной, дорогой, покупаемой, востребованной.
Голубая Гостиная ведёт активную издательскую деятельность. За прошедшее десятилетие были выпущены такие книги, как «Академическая дача», «Дмитрий Беляев», альбом Юрия Павлова, «Е.Е.Моисеенко. Коллекция из мастерской», «Из истории Академии художеств», каталог выставки К.Симуна, альбом «Мастерская Песикова», альбом, посвященный 80-летию Академического лицея (СХШ).
Гостиная 15 лет спонсирует газету «Художник Петербурга», несколько лет помогает выпускам журнала «Богемный Петербург», который многие называют лучшим журналом города на журнальном безрыбье, когда  печатные СМИ превратились в рекламные желтые листики, не имеющие никакой культурной ценности.
Проводится работа с творческой молодёжью. Елена Лысак курировала выставки молодых художников в Выставочном центре на Приморской. Проводились выставки детского рисунка.
Особые претензии анонимы высказывают к ресторану Союза художников, которым занимается Елена Лысак. 20 лет назад Елена и её муж Николай Лысак предложили сделать из сырых подвалов, набитых гниющими картинами, место, где художники могли бы встречаться, отмечать радостные и печальные события. Они продали свою  квартиру и вложили деньги в ремонт помещения, собственниками которого не являлись и не являются. Уютный ресторан с хорошей кухней всем пришёлся по вкусу; поминки, юбилеи, свадьбы, встречи однокурсников – много чего видели стены обаятельного местечка.  К хорошему быстро привыкаешь, не задумываясь, сколько сил, идей и  энергии приходится тратить на  его поддержание и живой огонёк.
На свои деньги Елена отремонтировала Голубую гостиную, опять же, не находящуюся в её собственности. Теперь это современный ухоженный зал, ведущий активную выставочную деятельность. А также помещения, в которых сейчас располагается Правление Союза художников.  Вспоминаются по контрасту многие государственные учреждения, пребывающие в состоянии унылого увядания и смертельного обветшания.
Голубая Гостиная за годы существования в государственном учреждении культуры не получала субсидии ни от Комитета по культуре,  ни от комитета по печати. Свои «криминальные деньги» она вкладывала в государственную собственность Санкт-Петербурга и России. Она не брала денег за аренду помещений, а, наоборот, вкладывала свои.
Когда читаешь шипения анонимных злопыхателей, которые в упор не желают видеть  огромный  труд  и выдающийся   вклад  в петербургскую и российскую культуру Елены Лысак, то хочется сказать – а больше бы таких «криминальных» талантов, как у Елены Лысак, и, глядишь, страна наша и её культура развивались бы гораздо более бурными темпами.